Outliner

27 августа 2013 4 комментария Артем Слаква Основы Blender

Outliner – редактор, который представляет собой иерархическую схему отображения списка данных в Blender. Этот редактор позволяет с легкостью структурировать большое количество различных объектов в Вашей сцене. По умолчанию, находится данное окно в правом верхнем углу экрана, но как и любое другое окно, Вы можете переместить его в удобное для Вас место и изменить его размер.
outliner1
В верхней части окна outliner находятся:
outliner2

  • Меню View
    Содержит пункты, отвечающие за отображение элементов в окне и самого окна (отображение колонки ограничителей, дублирование окна и т.д.).
  • Меню Search
    Содержит две настройки, указывающие по каким критериям осуществлять поиск в окне outliner.
  • В выпадающем списке можно изменять тип отображаемой данным окном информации (об этом поговорим подробнее).
  • И вконце строки находится поле поиска.

outliner3
В центральной части окна, в древовидном виде отображаются все объекты, присутствующие в сцене (а также все сцены присутствующие в файле). Справа, напротив каждого объекта присутствуют 3 иконки.
outliner4

  • Значок “глаза” указывает виден ли объект в окне 3D-вида или скрыт.
  • Значок “курсора” устанавливает возможность выбора элемента. Таким образом, можно отключить выделение ненужных объектов в сцене.
  • Значок “камеры” указывает будет ли данный объект отображен на финальном рендере. С его помощью можно быстро отключать ненужные объекты попадающие в камеру.

Это, что касалось основных элементов управления outliner. Сами объекты содержат следующие элементы управления:
outliner5

  • Значок + разворачивает содержимое выбранного объекта (это могут быть материалы, текстуры, примененные модификаторы и т.д.).
  • Иконка слева от названия указывает на тип объекта. С их помощью можно быстро отличить один объект от другого.
  • Далее следует само название объекта, которое можно изменять непосредственно в окне outliner кликнув по нему 2 раза.
  • За названием отображается содержимое следующего уровня иерархии. Таким образом сразу же можно увидеть к каким из объектов применен модификатор.

Кликом правой кнопки мышки по названию объекта вызывается меню, в котором мы можем выполнить базовые операции с объектом, предоставляемые окном outliner (выделить, переименовать, удалить…). Также можно кликнуть правой кнопкой по иконкам справа для вызова меню, в котором мы можем установить ключевой кадр для объекта, открыть онлайн-справку, скопировать RNA data в буфер и много другое.

Если Вы работаете с несколькими объектами, то окно outliner может вообще не пригодиться, но если в Вашем проекте сотни или тысячи объектов, то outliner становится незаменимым помощником. Вообще, хорошей практикой в Blender (да и не только в нем), является давать названия всем созданным объектам, материалам и т.д. Это очень помогает быстро находить нужное, когда оно необходимо. И если в окне outliner у Вас будет подписано: front-lamp и back-lamp вместо lamp и lamp.001 то Вы сразу же поймете какой из объектов Вам сейчас выбрать.

Осмысленные названия объектов очень легко и удобно находить через поиск. После ввода всего первых двух-трех символов, из окна исчезает все лишнее, и сразу же можно увидеть искомый объект, и все его свойства.


Теперь давайте разберемся с выпадающим списком вверху окна, который позволяет фильтровать нужные нам данные по заданному критерию.

  • All Scenes
    В этом режиме отображаются все сцены, присутствующие в Вашем файле, а также все объекты, входящие в эти сцены.
  • Current Scene
    Этот режим отображает текущую сцену и все объекты, входящие в нее.
  • Visible Layers
    Данный режим отображает все объекты, находящиеся на видимых, в данный момент, слоях. Например, если в Вашей сцене 3 объекта (куб, сфера и конус), расположенных на 1-м, 2-м и 3-м слое соответственно, и Вы выделите только 1-й и 3-й слои, то в окне outliner будут отображены только куб и конус.
  • Selected
    Отображает все выделенные объекты.
  • Active
    Отображает только активный объект. Если Вы, при помощи клавиши Shift, выделите несколько объектов, то в окне отобразится последний выделенный объект.
  • Same Types
    Отображает все объекты одного типа. Если в сцене присутствуют 3 куба и 5 сфер, то при выделении одного (любого) из этих объектов, будут отображены все остальные.
  • Groups
    Данный режим отображает все созданные в сцене группы. Таким образом можно группировать (Ctrl + G) схожие по типу или назначению объекты, и потом легко находить их.
  • Sequence
    Если Вы работаете в окне Video Sequence Editor, то в этом режиме в окне outliner будет отображаться информация, касательно данных этого редактора (например, пути к изображениям).
  • Blender File
    Здесь название также говорит само за себя. В окне будут отображаться все объекты, присутствующие в текущем файле, при чем в таком виде, как при добавлении объектов из одного файла в другой.
  • Datablocks
    Данный режим позволяет получить доступ ко всем параметрам всех объектов в файле. Здесь присутствует огромное количество настроек, позволяющих проводить тончайшую настройку объектов. Используется режим Datablocks, в основном, при написании скриптов.
  • User Preferences
    Здесь находятся все настройки, которые присутствуют в окне User Preferences (за исключением горячих клавиш) и Вы можете их изменять непосредственно в окне Outliner.
  • Key Maps
    В этом режиме можно изменять горячие клавиши или же отключать их на время прямо из окна outliner.

Напоследок добавлю несколько удобных горячих клавиш по работе с деревом Outliner.

  • Enter
    Полностью разворачивает ветку (до последнего элемента).
  • +/-
    Разворачивает/сворачивает ветки на один уровень.
  • Home
    Полностью сворачивает все ветки.
  • . (точка)
    Центрирует выделенный в данный момент объект в окне (удобно при длинной полосе прокрутки).

На этом с описанием данного окна я закончу. Используйте его в своей работе и извлекайте из этого выгоду!

comments powered by HyperComments

О сайте

На данном сайте Вы сможете найти множество уроков и материалов по графическому
редактору Blender.

Контакты

Для связи с администрацией сайта Вы можете воспользоваться следующими контактами:

Email:
info@blender3d.com.ua

Следите за нами

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.

На сайте Blender3D собрано огромное количество уроков по программе трехмерного моделирования Blender. Обучающие материалы представлены как в формате видеоуроков, так и в текстовом виде. Здесь затронуты все аспекты, связанные с Blender, начиная от моделирования и заканчивая созданием игр с применением языка программирования Python.

Помимо уроков по Blender, Вы сможете найти готовые 3D-модели и архивы высококачественных текстур. Сайт регулярно пополняется новым контентом и следит за развитием Blender.