Заснеженный лес в Blender

В этом уроке показано, как с помощью нескольких систем частиц создать заснеженный лес. В уроке будет произведена настройка материалов для реки, деревьев и снега, а также созданы деревья с помощью аддона Sapling и земля в режиме скульптинга.

Перевод: Maria Idoru

Финальный результат

snow-forest

Финальный файл + Текстуры

Моделирование земли и реки

Вначале нам потребуется установить несколько аддонов: Sapling и Images as planes.
snow-forest1
Удалите куб, добавьте плоскость и увеличьте её в 8 раз (S|8|Enter). Плоскость будет нашей поверхностью земли.
snow-forest2
Подразделите плоскость в режиме редактирования.
snow-forest3
Удалите лампу, переключите рендер на Cycles. Выставите разрешение 1280×720. Если вы собираетесь рендерить на видеокарте, укажите это в настройках.
snow-forest4
Примените к плоскости модификатор Multiresolution, подразделите несколько раз.
snow-forest5
Перейдите в режим скульптинга:

  • Зажатая клавиша F – меняет радиус кисти
  • Shift + F – силу нажатия

Для удобства можно подразделить окно на два, в новом установите вид из камеры (NumPad0).
snow-forest6
С зажатым Ctrl расположите реку так, чтобы она проходила наискосок вашей сцены. Немного углубите её.
snow-forest7
Добавьте холмы вдоль реки с одной стороны, с другой – придайте рельефу неровность.
snow-forest8
Сгладьте рельеф, используя кисть Smooth (S).
snow-forest9
Настройте вид из камеры, установите фокусное расстояние равное 24.
snow-forest10
Поднимите плоскость так, чтобы сетка была на уровне воды. Shift + A добавьте плоскость (будущая вода), растяните ее до размеров земли. Если в некоторых местах она проглядывает через землю, в режиме скульптинга исправьте это.
snow-forest11
Теперь давайте деформируем нашу землю так, чтобы она выглядела более реалистично. Поразделите её еще несколько раз, используя модификатор.
snow-forest12
Добавьте и настройте модификаторы, как на скриншотах:
snow-forest13
snow-forest14
Примените шейдер Smooth.
snow-forest15
Создайте новую Vertex group, назовите её snow.
snow-forest16
Переключитесь в режим рисования веса, придайте ему неравномерность. На этом этапе не стоит сильно детализировать и он не должен быть слишком плотным.
snow-forest17
Немного увеличьте сцену. Поверните камеру так, чтобы река проходила наискосок вашей сцены. Установите изображение окружающей среды: World – background – environment texture, выберите Test8_Ref.hdr. Установите Strenght равным 0.8.
snow-forest18
Добавьте в сцену солнце Shift + A – Sun, поверните его так, чтобы свет падал из угла. Установите силу свечения на 3.
snow-forest19

Настройка материалов

Приступим к текстурам снега в редакторе нодов. Создайте новый материал для нашей земной поверхности, назовите его snow. Разделите окно, переключитесь в редактор нодов.
snow-forest20
Shift + A в редакторе нодов – Image texture, продублируйте его дважды. Укажите в каждом из них свою текстуру. Добавьте ноды Texture Coordinate и Mapping. В ноде Mapping выставите значения scale 10 10 10. Добавьте ноды MixRGB, Noise Texture, ColorRamp.
snow-forest21
Настройте ноды ColorRamp и Noise Texture.
snow-forest22
Скопируйте ноды Noise texture и ColorRamp и настройте их:
snow-forest23
snow-forest24
Теперь выберите другую плоскость – воду, добавьте новый материал, назовите его water. Удалите нод Diffuse texture, добавьте Glossy shader, соедините с Material Output. Для того, чтобы усилить отражающую способность воды, установите Roughness равным 0.002.
snow-forest25
Добавьте ноды Noise texture и Bump, с помощью которых мы создадим рябь на воде.
snow-forest26
Добавьте Texture coordinate nod. Добавьте Color Mix, переключите режим на Screen. Продублируйте Noise texture. Отрегулируйте этот нод, белый замените на чуть более серый для большей реалистичности. Вы можете скроллить, наведя на цвет, чтобы сделать его светлее или темнее. Выберите черный и сделайте его светлее. Мышка на цвете, зажатый Alt + Scroll – меняет цвет. Noise Scale 10.
snow-forest27

Моделирование деревьев

Давайте теперь займемся деревьями. Вернитесь в режим отображения Solid. Перейдите на второй слой, откройте панель инструментов (T), сделайте её пошире. Отцентрируйте курсор (Shift + C). Shift+A – Curve – Add Tree (см. аддон, который активировали в начале).
snow-forest28
Введите настройки дерева, как на скриншотах.
snow-forest29
Alt + C – Mesh from Curve, Tab.
snow-forest30
Создайте новую Vertex group для дерева, перейдите в режим Weight paint. На панели слева выберите кисть Add.
snow-forest31
Нарисуйте вес на ветках, используя вид с разных сторон.
snow-forest32
Вернитесь в объектный режим, вид сверху (NumPad7). Поместите курсор справа от дерева на оси X, Shift + A – Mesh – Images as Planes – Spruce Branch.png
snow-forest33
Немного увеличьте плоскость, переключитесь в режим Texture. Вы увидите еловую ветку, которую мы будем использовать как референс.
snow-forest34
Подвиньте плоскость немного выше. Переключитесь в Edit Mode, выделите и продублируйте одну из вершин (Shift + D), поставьте дуликат в основание ветки (снизу). P – Separate by Selection.
snow-forest35
При помощи экструдирования дублированной вершины обведите ветку. Чтобы соединить последнюю с первой, выделите их и нажмите F, выделите все вершины (A), снова нажмите F, чтобы сделать плоскость.
snow-forest36
U – Project from View
snow-forest37
Разделите окно, установите в новом UV/Image Editor. Снова нажмите U – Project from View (в правом окне). В UV-редакторе выбрать Spruce Branch.png. Подгоните развертку под изображение ветки.
snow-forest38
Закройте окно редактора, удалите плоскость. Теперь нам нужно переместить центр объекта (Origin Point) в начало ветки, для этого выделите первую вершину, Shift + S – Cursor to Selected.
snow-forest39
Object – Transform – Origin to 3D Cursor в объектном режиме.
snow-forest40
Теперь мы можем добавить нашему дереву систему частиц.
snow-forest41
Настройте систему частиц. Также вращать основную ветку для регулирования поворота, для этого нужно отметить чекбокс Rotation.
snow-forest42
snow-forest43
В настройках системы частиц пункт Textures – New.
snow-forest44
Теперь перейдите в меню Textures, выберете в выпадающем меню ParticleSystemTexture. Измените Type на Blend.
snow-forest45
snow-forest46
Снова разделите окно, слева выберите UV Editor. В правом окне U – Project from View.
snow-forest47
В левом окне подгоните текстуру по размеру сетки. Закройте окно редактора.
snow-forest48
Теперь нам нужно, чтобы ветки стали маленькими наверху и большими внизу, это можно контролировать, двигая полосочку в Color Ramp.
snow-forest49
С зажатым Alt на цвете можно регулировать размер, поменяйте черный на серый.
snow-forest50
snow-forest51
Вернитесь в настройки системы частиц, там можно попробовать поменять Seeds.
snow-forest52
Поворачивая основную ветку, добейтесь такого результата, чтобы большинство веток располагались не вертикально по отношению к земле, чтобы лежащий на них снег выглядел реалистично.
snow-forest53
В меню Модификаторов примените вашу систему частиц Convert, теперь в меню системы частиц удалите ее (выделить и “-“).
snow-forest54
Скройте ствол, выделите все ветки (“B” или “C”), продублируйте их (Shift + D), затем скройте (H). Select – Random – X. Выделите все ветки снова, затем выделите одну, Ctrl + J.
snow-forest55
Это делается для того, чтобы не на всех ветках был снег, а только на половине. Перейдите в режим редактирования для удаления веток, которые стоят вертикально.
snow-forest56
Выделите все ветки, проэкструдируйте их вверх по оси Z, W – Smooth (6 раз). Переключите внизу Pivot Point – Individual Origins, затем уменьшите с помощью Scale. E,Z,G, тоже немного уменьшить, W – Smooth (примерно 5 раз).
snow-forest57
snow-forest58
snow-forest59
snow-forest60
С включенным последним выделением нажмите Ctrl + ”Num+”, Ctrl + I, E вниз, W – Smooth ( примерно 5 раз). Выделите весь снег и еще раз W – Smooth. В объектном режиме примените шейдер Smooth.
snow-forest61
snow-forest62
snow-forest63
Со всеми выделенными объектами меню слева Shading/UV’s – Recalculate Normals.
snow-forest64
Alt + H в объектном режиме, удалите, если где-то снег выглядит нереалистично, затем немного приподнимите его.
snow-forest65
Теперь давайте займемся материалом для веток. В режиме редактирования выделите все ветки, откройте редактор нодов. Добавьте Diffuse, MixShader, Transparence.
snow-forest66
Для ствола тоже добавьте материал, выберите для него темно-коричневый цвет.
snow-forest67
Выделите снег, выберите для него материал, который мы уже сделали для снега. Скопируйте и переименуйте материал. Добавьте нод RGB Curve, затемните и добавьте синего.
snow-forest68
snow-forest69
В ноде Mapping поменяйте значение Scale на 3 3 3.
snow-forest70
В ноде Color Ramp передвиньте так, чтобы было меньше черного, чтобы проглядывала трава. В ноде Noise Texture Scale 15.
snow-forest71
snow-forest72
Выделите основание дерева, поменяйте Pivot Point на Median Point, пропорциональное редактирование O, scale, чтобы увеличить.
snow-forest73
Выделите ветки, снег и дерево (последним, чтобы оставить Origin Point) и нажмите Ctrl + J.
snow-forest74
Немного уменьшите дерево по оси Z. На панели свойств в меню Item назовите его tree.small. Shift + D, увеличить, назвать tree.tall.
snow-forest75
Bыделите оба дерева, (R|90|Enter).
snow-forest76
Перейдите на первый слой, добавьте в меню Object Data две группы вершин: small trees и large trees.
snow-forest77
Переключитесь в режим weight paint. Маленьких деревьев должно быть больше у реки, а больших дальше.
snow-forest78
snow-forest79
Добавьте новую систему частиц для нашей земли. Настройте ее, как на скриншоте.
snow-forest80
Скопируйте и переименуйте систему частиц large trees. Поменяйте у нее несколько настроек. Можете попробовать разные Seed для достижения нужного результата.
snow-forest81
В оригинальном уроке автор с помощью аддона создает куст, но из-за бага в версии 2.72 его невозможно создать, поэтому мы будем использовать куст автора.
Скопируйте в вашу сцену куст из финального файла, замените у него материал снега.
snow-forest82
Снова перейдите на первый слой, выделите землю. Создайте еще одну систему частиц с настройками как у small trees, назовите ее bush system.
snow-forest83
В системе частиц Render – Object – bush.
snow-forest84
Vertex Groups установите small trees. Поменяйте seed так, чтобы новые деревья не накладывались на старые.
snow-forest85

Пост-обработка и настройка камеры

Если большие деревья перекрывают маленькие, подкорректируйте в Weight Paint их расположения, уменьшив вес у реки в меню Object data. Также можно спрятать плоскость воды, чтобы лучше видеть поверхность земли, и подкорректировать вес системы частиц с маленькими деревьями, чтобы они не торчали из воды. Если компьютер начинает тормозить, уменьшите значение Preview модификатора Multires. Если вы довольны результатом, то можете применить этот модификатор.
snow-forest86
Выделите камеру, перейдите в меню настроек камеры. Отметьте галочками Limits и Mist.
snow-forest87
Render Layers – Passes – галочка Mist.
snow-forest88
World – Mist Pass – Start 2, Depth 27.
snow-forest89
Если у вас есть возможность рендерить на GPU, выберите ее в настройках рендера. Сделайте пробный рендер, если нужно, подкорректируйте количество и размер деревьев, а также вид из камеры. Выполните финальный рендер.
snow-forest90
Настало время для композитинга. Перейдите в редактор нодов, Ctrl + Shift для отображения рендера на фоне.
snow-forest91
Перейдите в режим Композитинг. Установите: Scene – Color Management – RRT – Exposure равным 1 для усиления черных и белых тонов.
snow-forest92
Добавьте нод Color Mix, присоедините к нему Mist (нод Render Layers) как Factor, поменяйте цвет тумана на светло-светло голубой. Shift + D нод Color Mix, значение Factor регулирует количество тумана в сцене. Добавьте нод Color Balance, чтобы сделать тени в сцене голубыми, а света – желтоватыми.
snow-forest93
Откорректируйте последние значения:
World – Surface – Strength 0.7.
Sun – Strength 3.
Готово!
snow-forest94

Для видео можно анимировать параметр Scale нода Noise Texture у воды, с 5 до 6

источник урока

comments powered by HyperComments

О сайте

На данном сайте Вы сможете найти множество уроков и материалов по графическому
редактору Blender.

Контакты

Для связи с администрацией сайта Вы можете воспользоваться следующими контактами:

Email:
info@blender3d.com.ua

Следите за нами

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.

На сайте Blender3D собрано огромное количество уроков по программе трехмерного моделирования Blender. Обучающие материалы представлены как в формате видеоуроков, так и в текстовом виде. Здесь затронуты все аспекты, связанные с Blender, начиная от моделирования и заканчивая созданием игр с применением языка программирования Python.

Помимо уроков по Blender, Вы сможете найти готовые 3D-модели и архивы высококачественных текстур. Сайт регулярно пополняется новым контентом и следит за развитием Blender.