Blender 2.76

12 октября 2015 23 комментария Артем Слаква Новости и обзоры

Blender Foundation и сообщество разработчиков с гордостью представили новую версию Blender 2.76.

Видеообзор


Появилась поддержка технологии подразделения поверхности OpenSubdiv, за счет чего значительно повысилась производительность окна 3D-вида. Оптимизация производительности файлового браузера, а также поддержка навигации с помощью клавиатуры. Новая опция авто-смещения нодов для более быстрой и комфортной работы с ними. Абсолютная привязка к сетке в окне 3D-вида. Возможность скульптинга плиточными штрихами. Новые текстовые эффекты для видеоредактора и поддержка экспорта субтитров. А также сотни мелких исправлений и улучшений.

Содержание


Cycles


Поддержка видеокарт AMD
OSX

С выходом данной версии появилась поддержка видеокарт AMD на Apple OSX. Основная работа была сделана командой драйвера OpenCL, которая значительно улучшила его качество, что позволило запустить существующее ядро Cycles.

Основное требование – обновление до OSX El Capitan, которая является единственной платформой, включающей в себя все необходимые исправления от AMD.

Windows / Linux

Данный релиз также привносит различные исправления для Windows и Linux, благодаря чему можно использовать более широкий спектр видеокарт.

Одним из исправлений является предотвращение вылетов при переходе к настройкам программы на старых видеокартах, есть небольшая просьба к пользователям AMD. Если у вас новая видеокарта с последней версией драйверов, и ее до сих пор нет в списке поддерживаемых устройств, сообщите об этом разработчикам.

Прочее
  • Продублированные объекты наследуют размытость движения (motion blur) своего родителя.
  • Максимальное количество отскоков лучей света теперь доступно и на вкладке мира.
  • Появилась поддержка текстуры точечной плотности (texture – point density).

blender-276-1
blender-276-blur

  • Поддержка размытия при масштабировании камеры.
  • Добавлена поддержка методов расширенных и обрезанных изображений текстур:
    • Repeat – повтор изображения по горизонтали и вертикали.
    • Extend – продление крайних пикселей изображения.
    • Clip – делает пиксели за пределами координат 0…1 прозрачными.
Оптимизации
  • Выборка объектного пространства камеры при упрощении сцены для экономии памяти.
  • Оптимизация времени построения Spatial Split BVH.

Пользовательский интерфейс


Viewport

Произведены внутренние оптимизации отрисовки мешей в окне 3D-вида, которые значительно улучшили производительность и использование памяти в целом.

  • Более эффективная отрисовка с помощью OpenGL.
  • Улучшено преобразование из структуры данных в буфер отображения.
  • Более эффективное хранение в памяти тесселяции треугольников.

Данные усовершенствования могут быть заметны на сложных сценах (более 1 млн полигонов) во время скульптинга и рисования.

Редактор нодов
Авто-смещение нодов

“Auto-offset” это новая функция, позволяющая более эффективно организовывать работу с нодами, не прерывая рабочий процесс.
blender-276-2
При перемещении нода минимум с одним входом и выходом, которые могут быть использованы в существующей связи, функция авто-смещения сама отодвинет один из нодов влево или вправо, чтобы освободить место под новый нод.

  • Авто-смещение может быть отключено в редакторе нодов.
  • Направление смещения можно изменять с помощью клавиши T.
  • Вы можете настроить отступ авто-смещения в настройках Blender (User Preferences – Editing).

Авто-смещение включено по умолчанию.

Другие улучшения
  • Улучшен метод определения соединений нодов, при наведении нового нода на связи с уже существующими. Предпочтение отдается кротчайшей связи к левому верхнему углу нода.
Файловый браузер
Навигация с помощью стрелок

Теперь есть возможность перемещаться по папкам и файлам с помощью стрелок на клавиатуре:

  • С помощью стрелок происходит обычное перемещение по папкам и файлам.
  • С зажатой клавишей Shift вы можете выделять несколько элементов подряд, либо снимать с них выделение.
  • Сочетание клавиш Shift + Ctrl выделит/снимет выделения со всех файлов и папок между двумя выбранными.

Если ничего еще не выделено, то при нажатии на стрелку, выделится первый либо последний файл в каталоге. Переход между папками осуществляется нажатием клавиши Enter.

Тяжелый рефакторинг кода чтения файлов
  • Удалена некоторая специфическая информация операционной системы, которая не имеет никакого значения для Blender.
  • Режимы отображения короткого и длинного списков теперь имеют фиксированный размер.
  • Позволяет отображать несколько слоев дерева директории одновременно (1, 2 или 3).
  • Добавлена фильтрация типов блоков данных.
  • Используется значительно меньше оперативной памяти при открытии больших каталогов, особенно в режиме предпросмотра миниатюр (речь идет о нескольких сотнях мегабайт).
  • Генерация миниатюр происходит значительно быстрее.
Разное
  • Закладки: Используется метка тома на Windows, если это возможно.
  • Закладки: Недавние каталоги принимают название соответствующих закладок, если таковые присутствуют.
Улучшенная обратная связь модальных операторов

До текущего момента модальные операторы, выводимые в заголовке окна (перемещение, масштабирование, режимы Fly и Walk и т.д.), могли выводить лишь прописанные в коде сочетания клавиш.

Некоторые инструменты были добавлены в код пользовательского интерфейса, позволяющие изменять текст данных операторов. Чтобы произвести изменения с каждым оператором потребуется время, а на данный момент обновлены следующие из них:

  • Режим Walk
  • Режим Fly
  • Инструмент нож
Мелкие улучшения
  • Настройка мертвых зон 3D-мыши (User Preferences – Input – NDOF Deadzone).
  • Регулируя слайдер вращения с помощью зажатой клавиши мышки, вы больше не будете изменять его с шагом в 1 градус по умолчанию. Для привязки необходимо использовать соответствующие клавиши: Shift и Ctrl.

Моделирование


Модификаторы
  • Displace: добавлена опция смещения вдоль пользовательских нормалей вместо нормалей вершин.
Инструменты
  • Flatten faces (Mesh – Cleanup – Make Planar Faces). Данный инструмент делает выделенные грани плоскими (убирает искажение грани). Полезно при создании модели для 3D-печати.
  • Offset Edge Slide (Панель инструментов (T) – Offset Edge Slide (Ctrl + Shift + R)). Данный инструмент позволяет быстро создать два разреза (loop cut), по одному с каждой стороны от выделенной области.

blender-276-3

Data Transfer

Оператор Data Transfer теперь имеет новую опцию “auto transform”, которая пытается найти лучшее решение для соответствия исходного и назначенного мешей. Это значит, что при наличии двух копий одного меша, которые были перемещены/повернуты/смасштабированы по разному, вы можете передавать данные между ними, без необходимости предварительно проводить между ними полное соответствие.

Обратите внимание, что вы получите наилучшие результаты лишь с идентичными мешами (или очень похожими хотя бы на уровне вершин).

Данная опция не была добавлена одноименному модификатору по двум причинам:

  • Обычно при работе с модификатором это не имеет никакого смысла.
  • Это делает и без того медленный процесс передачи данных еще на 33% медленнее, так что…
Редактирование UV-разверток
  • Появилась поддержка индивидуальных центров для UV-островов. Полезно при масштабировании UV-островов.
Выделение
  • Выбор похожего для кривых (Select Similar).
  • Выбор кратчайшего пути для кривых (Select Shortest Path).
Трансформации
  • Абсолютная привязка к сетке в окне 3D-вида (находится в заголовке окна).

OpenSubdiv


OpenSubdiv позволяет добиться плавной анимации с высокой частотой кадров в окне 3D-вида при наличии высокополигональных объектов. Для достижения этой цели использовалась библиотека OpenSubdiv.

Терминология
  • Базовый меш – меш до применения модификатора Subdivision Surface.
  • Грубые позиции – координаты вершин базового меша.
Что такое OpenSubdiv? Базовая информация

OpenSubdiv – это библиотека, реализующая алгоритм подразделения поверхности Catmull-Clark со следующими преимуществами:

  • Позволяет выполнять расчеты один раз, а затем обновлять грубые позиции при их изменении, что дает большую эффективность.
  • Высокополигональная тесселяция на стороне GPU.
  • Осуществляет вычисления API, которые могут быть использованы при визуализации.
  • Осуществляет хорошую поддержку четкости ребер (по крайней мере лучше, чем была в Blender до этого).
  • Поддержка множества вычислительных устройств/технологий, таких как CPU, GLSL, CUDA и OpenCL.
Ограничения

Несмотря на все положительные стороны, OpenSubdiv не является волшебным решением всех проблем и имеет свои ограничения. Основным недостатком является то, что она не оптимизирована под изменение базовой топологии меша. Если базовая топология меша изменится, то OpenSubdiv не даст никаких преимуществ по сравнению с изначальной реализацией подразделения в Blender.

Коротко говоря, OpenSubdiv предназначен в первую очередь для аниматоров, оценивающих финальный результат своей работы в окне 3D-вида в режиме реального времени.

Интеграция в Blender

OpenSubdiv интегрирована в Blender и данная секция раскроет наиболее важную информацию для художников.

Если Вы являетесь разработчиком, вам необходимо посетить данную страницу для получения большей информации.

Для художников OpenSubdiv очень проста в использовании. Появилось всего несколько новых опций в настройках Blender и модификаторе Subdivision Surface.
blender-276-4
Первым делом вам необходимо перейти в настройки программы, вкладку System и выбрать вычислительное устройство для данной библиотеки. Доступны следующие варианты:

  • None – отключает какие-либо вычисления OpenSubdiv. В данном случае используется стандартная библиотека Blender для подразделения мешей. Используйте данную опцию в случае, если OpenSubdiv вызывает различные ошибки.
  • CPU – используется однопоточная реализация вычислений на CPU. Используйте при отсутствии возможности выполнять расчеты на GPU, или в случае возникновения артефактов при многопоточной реализации на CPU (это маловероятно, но тем не менее возможно).
  • OpenMP – многопоточная реализация вычислений на CPU. Используйте ее для достижения максимальной производительности при отсутствии GPU.
  • GLSL Transform Feedback – используется GPU для выполнения расчетов с минимальными требованиями к видеокарте и драйверу.
  • GLSL Compute – используется GPU для выполнения расчетов и дает максимально возможную производительность, но за счет повышенных требований к видеокарте и ее драйверу.
Даже для вычислений на CPU ваша видеокарта должна поддерживать геометрические шейдеры и uniform-буфера, как минимум для того, чтобы быть в состоянии визуализировать меш в окне 3D-вида оптимальным способом. Если видеокарта или ее драйвер не имеют данной поддержки, ни одно из вычислительных устройств не будет доступно для расчетов OpenSubdiv.

После выбора наиболее подходящей опции OpenSubdiv готов к использованию! Для его включения необходимо просто отметить пункт Use OpenSubdiv в модификаторе Subdivision Surface:
blender-276-5
Вот и все! После этого модификатор начнет использовать библиотеку для вычислений и отзывчивость окна 3D-вида значительно возрастет.

Требования

Для достижения максимальной производительности следующие условия должны быть соблюдены:

  • Модификатор Subdivision Surface должен быть последним в списке модификаторов. На данный момент известно об ошибке, из-за которой OpenSubdiv не используется при наличии отключенных модификаторов вверху списка. В будущем данная проблема будет устранена.
  • До модификатора Subdivision Surface не должно быть никаких модификаторов, изменяющих топологию объекта со временем (например, модификатор Build).
  • Другие объекты не должны использовать геометрию объекта, рассчитанного с помощью OpenSubdiv. В таких случаях необходимо загружать меш в память процессора (имеется ввиду RAM), что не является быстрой процедурой при использовании видеокарты для расчета меша.
Ограничения

Ниже список нерешенных ограничений в данном релизе:

  • Сглаженные нормали в настоящий момент отображаются не корректно.
  • Нет поддержки OSX. Исторически Blender использовал старый OpenGL API, в то время, как OpenSubdiv использует OpenGL 4. Это делает невозможным реализацию из-за политики Apple, которая заставляет использовать старую версию API в новых программах.
  • Нет поддержки UV-карт в окне 3D-вида. Данное ограничение вызвано самой OpenSubdiv, так как она не имеет на данный момент должной поддержки вычислений UV-карт ни на CPU, ни на GPU.
  • Нет поддержки генерируемых координат. Генерируемые координаты в Blender должны рассчитываться на CPU, что создает трудности с переносом расчетов из CPU на GPU.
  • Инструменты, требующие наличия геометрии меша в памяти CPU (например, инструмент привязка) также не будут рассчитываться библиотекой OpenSubdiv.
  • На данный момент поддерживается лишь один материал на меше. Данное ограничение легко устранить на стороне Blender, что и будет сделано в скором времени.
  • Свободные ребра и вершины не поддерживаются.
  • Авто-разделение (Auto split) не поддерживается.
  • Loop-нормали также не поддерживаются на данный момент.
Аппаратные ограничения

В настоящее время GLSL Compute не доступно на видеокартах AMD. Это также связанно с самой библиотекой. Разработчики работают над этим, но к данному релизу данную проблему устранить не вышло.

Видеокарты от Intel также отключены в настоящий момент. Это связано с многочисленными отзывами о проблемах с данными картами, а также не совсем ясно, если ли прирост скорости от их использования :) Тем не менее, все желающие могут включить их поддержку, установив переменную окружения OPENSUBDIV_ALLOW_INTEL.

Достижение лучшей производительности

Для обеспечения наилучшего быстродействия рекомендуется следовать следующим советам при работе с OpenSubdiv:

  • Отключите выделение объекта (N – Display – Outline Selected). Это может увеличить производительность вдвое.
  • Переключитесь на метод выделения OpenGL Occlusion Queries (User Preferences – System – Selection).

Видеоредактор (Sequencer)


Текстовые эффекты

Добавлен новый тип эффекта “Text”, который позволяет отображать текст в видеоредакторе. Лента с текстом будет отображать вставленный в нее текст на финальном видео.
Опции:

  • Text – текст, который необходимо отобразить.
  • Size – размер текста.
  • Shadow – создать тень от текста.
  • Auto Center – выравнивает текст по оси X.
  • X Position – позиционирует текст по оси X. Доступно лишь при выключенной опции >Auto Center.
  • Y Position – позиционирует текст по оси Y.

blender-276-6
Экспорт субтитров:
Поддерживается экспорт субтитров в формате .srt. Экспортированные субтитры содержат все ленты в должной последовательности.

Другие улучшения

Исправлена основная проблема предыдущей версии, когда не было возможности выделить несколько смежных лент одновременно.

Теперь при нажатии правой клавиши мышки, с зажатой клавишей Alt, несколько раз на одной и той же ленте, вы будете выделять/снимать выделение с ручек, в соответствии с текущим состоянием ленты:

  • Если лента уже выделена, выделяются ее и соседние ручки.
  • Если лента и ручки уже выделены, выделяются лишь соседние ручки.

… что позволяет вам удобно перемещать ленту, сдвигая соседние.

Freestyle


Улучшения Freestyle включают в себя оптимизацию потребления памяти и новые модификаторы для стилизации линий.

Оптимизация памяти

Были произведены оптимизации потребления памяти на протяжении всего процесса рендеринга. Сокращение потребления памяти изменяется от сцены к сцене. При проведении замеров в тестовых сценах среднее уменьшение потребления памяти колебалось в районе 7.2%.

Технические детали проведенных тестов будут описаны более подробно в блоге для разработчиков.

Работа по оптимизации памяти была частично произведена за счет финансовой поддержки фонда Blender Foundation Developer в период Апрель – Сентябрь 2014 года.

Новые модификаторы линий

Были добавлены новые модификаторы в пользовательский интерфейс для еще большей возможности стилизации линий.

  • Noise – добавляет шум поверх свойств вершин.
  • Tangent – модифицирует внешний вид штриха на основании направления его движения.
  • 3D curvature – изменяет штрихи на основании радиальной кривизны 3D-поверхности.
  • Crease angle – изменяет штрихи на основании угла между двумя смежными гранями.
  • Simplification – объединяет штрихи вершин, лежащих близко друг к другу.

blender-276-7

Скульптинг/Рисование


Скульптинг
  • Появилась возможность скульптинга плиточными штрихами (Symmetry/Look – Tiling).
Другое
  • Улучшено сглаживание в режиме рисования веса.

blender-276-8

Анимация


Дополнение Bone Selection Groups

Новый аддон выделения группы костей, разработанный на протяжении создания фильма Gooseberry, был внедрен в официальный релиз. Он позволяет вам создавать группы костей для быстрого их выделения. При его активации на вкладке Object появится новое меню “Selection sets”, в котором и будут храниться группы костей. Создавать новые группы можно нажатием клавиши “+”, а с помощью кнопки “Toggle selection set” внизу меню можно выделять созданные группы.
blender-276-9

Инструмент Clean Channels

Нажатие клавиши “X” в окне Dopesheet и Graph editor работает как инструмент Clean Keyframes, но также удаляет сам канал, если он остался с одним ключевым кадром, и не используется никаким модификатором или драйвером.

Другие изменения
  • Добавлен новый переключатель, позволяющий отключать/включать модификаторы.
  • Клик по крестику с зажатой клавишей Shift не только удаляет поддельного пользователя, а также скрытый экшн из редактора NLA.
  • Новая опция растворения арматуры (armature dissolve). Работает также, как и с мешами. Получить доступ можно с помощью горячего сочетания клавиш Ctrl + X.

blender-276-10
blender-276-11

Игровой движок


Смещение объектива камеры

Камера Blender уже давно имеет функцию сдвига объектива по горизонтали и вертикали (camera lens shift). Отныне данная возможность доступна и в BGE. Результат, который вы наблюдаете в окне 3D-вида будет соответствовать тому, что вы увидите в игре.
blender-276-bge1

Изменения физического движка
  • Появилась возможность ограничения угловой скорости.
  • Ограниченная скорость теперь отображается в установленных пользователем единицах, а не в единицах Blender, как это было ранее.
2D фильтр
  • Появилась возможность использовать целочисленные значения (integer) для 2D фильтра.
Alpha Anti-Aliasing
  • Добавлена новая опция Alpha Anti-Aliasing в меню Game setting на вкладке материала.

blender-276-bge2

Game Publishing Addon

Аддон вышел из стадии beta и получил незначительные изменения пользовательского интерфейса. Также были произведены небольшие исправления ошибок и рефакторинг кода.
blender-276-12

Дополнения


FBX IO
  • Импорт: Добавлена опция импорта пользовательских нормалей.
  • Экспорт: Добавлена опция исключения экспорта ключевых кадров вначале и вконце действия.
  • Экспорт: Добавлена поддержка относительных ключевых форм, основанных на не базовой ключевой форме.
  • IO: Переработан пользовательский интерфейс.
OBJ IO
  • IO: Добавлена полная поддержка излучающих материалов в формат MTL.
UV Addon
  • Аддон Copy/Paste UV обновился до версии 3.0. С новыми возможностями можно ознакомиться на следующих видео и на странице аддона:



Дополнительные функции


Проигрыватель Blender
  • Проигрыватель Blender теперь поддерживает воспроизведение видео.
  • Появилась возможность установки на паузу и запуска проигрывания с помощью клавиши “Пробел”.
  • Добавлено отображение текущего положения во время проигрывания анимации. Включать/отключать данное отображение можно клавишей “I”.
Предпросмотр .blend-файлов
  • Добавлен предпросмотр объектов, групп и идентификаторов сцен.
  • Предоставление идентификаторов превью RNA.
Множественная вставка объектов

Теперь есть возможность связать/вставить несколько объектов в сцену за одну операцию, даже с различных файлов.

Небольшие улучшения
  • Появилась поддержка файлов half float в формате multi-layer EXR.
  • Появилась возможность использовать метаданные лент видеоредактора вместо метаданных сцены.
  • Появилась поддержка нода Particle Info в Blender Internal, благодаря стараниям разработчиков из Blend4Web.

blender-276-13

Исправление ошибок

Благодаря трудолюбивым разработчикам, сотни ошибок Blender были исправлены (а именно 414).

comments powered by HyperComments

О сайте

На данном сайте Вы сможете найти множество уроков и материалов по графическому
редактору Blender.

Контакты

Для связи с администрацией сайта Вы можете воспользоваться следующими контактами:

Email:
info@blender3d.com.ua

Следите за нами

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.

На сайте Blender3D собрано огромное количество уроков по программе трехмерного моделирования Blender. Обучающие материалы представлены как в формате видеоуроков, так и в текстовом виде. Здесь затронуты все аспекты, связанные с Blender, начиная от моделирования и заканчивая созданием игр с применением языка программирования Python.

Помимо уроков по Blender, Вы сможете найти готовые 3D-модели и архивы высококачественных текстур. Сайт регулярно пополняется новым контентом и следит за развитием Blender.