Blender Foundation и сообщество разработчиков с гордостью представили новую версию Blender 2.76.
Видеообзор
Появилась поддержка технологии подразделения поверхности OpenSubdiv, за счет чего значительно повысилась производительность окна 3D-вида. Оптимизация производительности файлового браузера, а также поддержка навигации с помощью клавиатуры. Новая опция авто-смещения нодов для более быстрой и комфортной работы с ними. Абсолютная привязка к сетке в окне 3D-вида. Возможность скульптинга плиточными штрихами. Новые текстовые эффекты для видеоредактора и поддержка экспорта субтитров. А также сотни мелких исправлений и улучшений.
Содержание
- Cycles
- Пользовательский интерфейс
- Моделирование
- OpenSubdiv
- Видеоредактор (Sequencer)
- Freestyle
- Скульптинг/Рисование
- Анимация
- Игровой движок
- Дополнения
- Дополнительные функции
Cycles
Поддержка видеокарт AMD
OSX
С выходом данной версии появилась поддержка видеокарт AMD на Apple OSX. Основная работа была сделана командой драйвера OpenCL, которая значительно улучшила его качество, что позволило запустить существующее ядро Cycles.
Основное требование — обновление до OSX El Capitan, которая является единственной платформой, включающей в себя все необходимые исправления от AMD.
Windows / Linux
Данный релиз также привносит различные исправления для Windows и Linux, благодаря чему можно использовать более широкий спектр видеокарт.
Одним из исправлений является предотвращение вылетов при переходе к настройкам программы на старых видеокартах, есть небольшая просьба к пользователям AMD. Если у вас новая видеокарта с последней версией драйверов, и ее до сих пор нет в списке поддерживаемых устройств, сообщите об этом разработчикам.
Прочее
- Продублированные объекты наследуют размытость движения (motion blur) своего родителя.
- Максимальное количество отскоков лучей света теперь доступно и на вкладке мира.
- Появилась поддержка текстуры точечной плотности (texture — point density).
- Поддержка размытия при масштабировании камеры.
- Добавлена поддержка методов расширенных и обрезанных изображений текстур:
- Repeat — повтор изображения по горизонтали и вертикали.
- Extend — продление крайних пикселей изображения.
- Clip — делает пиксели за пределами координат 0…1 прозрачными.
Оптимизации
- Выборка объектного пространства камеры при упрощении сцены для экономии памяти.
- Оптимизация времени построения Spatial Split BVH.
Пользовательский интерфейс
Viewport
Произведены внутренние оптимизации отрисовки мешей в окне 3D-вида, которые значительно улучшили производительность и использование памяти в целом.
- Более эффективная отрисовка с помощью OpenGL.
- Улучшено преобразование из структуры данных в буфер отображения.
- Более эффективное хранение в памяти тесселяции треугольников.
Данные усовершенствования могут быть заметны на сложных сценах (более 1 млн полигонов) во время скульптинга и рисования.
Редактор нодов
Авто-смещение нодов
«Auto-offset» это новая функция, позволяющая более эффективно организовывать работу с нодами, не прерывая рабочий процесс.
При перемещении нода минимум с одним входом и выходом, которые могут быть использованы в существующей связи, функция авто-смещения сама отодвинет один из нодов влево или вправо, чтобы освободить место под новый нод.
- Авто-смещение может быть отключено в редакторе нодов.
- Направление смещения можно изменять с помощью клавиши T.
- Вы можете настроить отступ авто-смещения в настройках Blender (User Preferences — Editing).
Авто-смещение включено по умолчанию.
Другие улучшения
- Улучшен метод определения соединений нодов, при наведении нового нода на связи с уже существующими. Предпочтение отдается кротчайшей связи к левому верхнему углу нода.
Файловый браузер
Навигация с помощью стрелок
Теперь есть возможность перемещаться по папкам и файлам с помощью стрелок на клавиатуре:
- С помощью стрелок происходит обычное перемещение по папкам и файлам.
- С зажатой клавишей Shift вы можете выделять несколько элементов подряд, либо снимать с них выделение.
- Сочетание клавиш Shift + Ctrl выделит/снимет выделения со всех файлов и папок между двумя выбранными.
Если ничего еще не выделено, то при нажатии на стрелку, выделится первый либо последний файл в каталоге. Переход между папками осуществляется нажатием клавиши Enter.
Тяжелый рефакторинг кода чтения файлов
- Удалена некоторая специфическая информация операционной системы, которая не имеет никакого значения для Blender.
- Режимы отображения короткого и длинного списков теперь имеют фиксированный размер.
- Позволяет отображать несколько слоев дерева директории одновременно (1, 2 или 3).
- Добавлена фильтрация типов блоков данных.
- Используется значительно меньше оперативной памяти при открытии больших каталогов, особенно в режиме предпросмотра миниатюр (речь идет о нескольких сотнях мегабайт).
- Генерация миниатюр происходит значительно быстрее.
Разное
- Закладки: Используется метка тома на Windows, если это возможно.
- Закладки: Недавние каталоги принимают название соответствующих закладок, если таковые присутствуют.
Улучшенная обратная связь модальных операторов
До текущего момента модальные операторы, выводимые в заголовке окна (перемещение, масштабирование, режимы Fly и Walk и т.д.), могли выводить лишь прописанные в коде сочетания клавиш.
Некоторые инструменты были добавлены в код пользовательского интерфейса, позволяющие изменять текст данных операторов. Чтобы произвести изменения с каждым оператором потребуется время, а на данный момент обновлены следующие из них:
- Режим Walk
- Режим Fly
- Инструмент нож
Мелкие улучшения
- Настройка мертвых зон 3D-мыши (User Preferences — Input — NDOF Deadzone).
- Регулируя слайдер вращения с помощью зажатой клавиши мышки, вы больше не будете изменять его с шагом в 1 градус по умолчанию. Для привязки необходимо использовать соответствующие клавиши: Shift и Ctrl.
Моделирование
Модификаторы
- Displace: добавлена опция смещения вдоль пользовательских нормалей вместо нормалей вершин.
Инструменты
- Flatten faces (Mesh — Cleanup — Make Planar Faces). Данный инструмент делает выделенные грани плоскими (убирает искажение грани). Полезно при создании модели для 3D-печати.
- Offset Edge Slide (Панель инструментов (T) — Offset Edge Slide (Ctrl + Shift + R)). Данный инструмент позволяет быстро создать два разреза (loop cut), по одному с каждой стороны от выделенной области.
Data Transfer
Оператор Data Transfer теперь имеет новую опцию «auto transform», которая пытается найти лучшее решение для соответствия исходного и назначенного мешей. Это значит, что при наличии двух копий одного меша, которые были перемещены/повернуты/смасштабированы по разному, вы можете передавать данные между ними, без необходимости предварительно проводить между ними полное соответствие.
Обратите внимание, что вы получите наилучшие результаты лишь с идентичными мешами (или очень похожими хотя бы на уровне вершин).
Данная опция не была добавлена одноименному модификатору по двум причинам:
- Обычно при работе с модификатором это не имеет никакого смысла.
- Это делает и без того медленный процесс передачи данных еще на 33% медленнее, так что…
Редактирование UV-разверток
- Появилась поддержка индивидуальных центров для UV-островов. Полезно при масштабировании UV-островов.
Выделение
- Выбор похожего для кривых (Select Similar).
- Выбор кратчайшего пути для кривых (Select Shortest Path).
Трансформации
- Абсолютная привязка к сетке в окне 3D-вида (находится в заголовке окна).
OpenSubdiv
OpenSubdiv позволяет добиться плавной анимации с высокой частотой кадров в окне 3D-вида при наличии высокополигональных объектов. Для достижения этой цели использовалась библиотека OpenSubdiv.
Терминология
- Базовый меш — меш до применения модификатора Subdivision Surface.
- Грубые позиции — координаты вершин базового меша.
Что такое OpenSubdiv? Базовая информация
OpenSubdiv — это библиотека, реализующая алгоритм подразделения поверхности Catmull-Clark со следующими преимуществами:
- Позволяет выполнять расчеты один раз, а затем обновлять грубые позиции при их изменении, что дает большую эффективность.
- Высокополигональная тесселяция на стороне GPU.
- Осуществляет вычисления API, которые могут быть использованы при визуализации.
- Осуществляет хорошую поддержку четкости ребер (по крайней мере лучше, чем была в Blender до этого).
- Поддержка множества вычислительных устройств/технологий, таких как CPU, GLSL, CUDA и OpenCL.
Ограничения
Несмотря на все положительные стороны, OpenSubdiv не является волшебным решением всех проблем и имеет свои ограничения. Основным недостатком является то, что она не оптимизирована под изменение базовой топологии меша. Если базовая топология меша изменится, то OpenSubdiv не даст никаких преимуществ по сравнению с изначальной реализацией подразделения в Blender.
Коротко говоря, OpenSubdiv предназначен в первую очередь для аниматоров, оценивающих финальный результат своей работы в окне 3D-вида в режиме реального времени.
Интеграция в Blender
OpenSubdiv интегрирована в Blender и данная секция раскроет наиболее важную информацию для художников.
Для художников OpenSubdiv очень проста в использовании. Появилось всего несколько новых опций в настройках Blender и модификаторе Subdivision Surface.
Первым делом вам необходимо перейти в настройки программы, вкладку System и выбрать вычислительное устройство для данной библиотеки. Доступны следующие варианты:
- None — отключает какие-либо вычисления OpenSubdiv. В данном случае используется стандартная библиотека Blender для подразделения мешей. Используйте данную опцию в случае, если OpenSubdiv вызывает различные ошибки.
- CPU — используется однопоточная реализация вычислений на CPU. Используйте при отсутствии возможности выполнять расчеты на GPU, или в случае возникновения артефактов при многопоточной реализации на CPU (это маловероятно, но тем не менее возможно).
- OpenMP — многопоточная реализация вычислений на CPU. Используйте ее для достижения максимальной производительности при отсутствии GPU.
- GLSL Transform Feedback — используется GPU для выполнения расчетов с минимальными требованиями к видеокарте и драйверу.
- GLSL Compute — используется GPU для выполнения расчетов и дает максимально возможную производительность, но за счет повышенных требований к видеокарте и ее драйверу.
После выбора наиболее подходящей опции OpenSubdiv готов к использованию! Для его включения необходимо просто отметить пункт Use OpenSubdiv в модификаторе Subdivision Surface:
Вот и все! После этого модификатор начнет использовать библиотеку для вычислений и отзывчивость окна 3D-вида значительно возрастет.
Требования
Для достижения максимальной производительности следующие условия должны быть соблюдены:
- Модификатор Subdivision Surface должен быть последним в списке модификаторов. На данный момент известно об ошибке, из-за которой OpenSubdiv не используется при наличии отключенных модификаторов вверху списка. В будущем данная проблема будет устранена.
- До модификатора Subdivision Surface не должно быть никаких модификаторов, изменяющих топологию объекта со временем (например, модификатор Build).
- Другие объекты не должны использовать геометрию объекта, рассчитанного с помощью OpenSubdiv. В таких случаях необходимо загружать меш в память процессора (имеется ввиду RAM), что не является быстрой процедурой при использовании видеокарты для расчета меша.
Ограничения
Ниже список нерешенных ограничений в данном релизе:
- Сглаженные нормали в настоящий момент отображаются не корректно.
- Нет поддержки OSX. Исторически Blender использовал старый OpenGL API, в то время, как OpenSubdiv использует OpenGL 4. Это делает невозможным реализацию из-за политики Apple, которая заставляет использовать старую версию API в новых программах.
- Нет поддержки UV-карт в окне 3D-вида. Данное ограничение вызвано самой OpenSubdiv, так как она не имеет на данный момент должной поддержки вычислений UV-карт ни на CPU, ни на GPU.
- Нет поддержки генерируемых координат. Генерируемые координаты в Blender должны рассчитываться на CPU, что создает трудности с переносом расчетов из CPU на GPU.
- Инструменты, требующие наличия геометрии меша в памяти CPU (например, инструмент привязка) также не будут рассчитываться библиотекой OpenSubdiv.
- На данный момент поддерживается лишь один материал на меше. Данное ограничение легко устранить на стороне Blender, что и будет сделано в скором времени.
- Свободные ребра и вершины не поддерживаются.
- Авто-разделение (Auto split) не поддерживается.
- Loop-нормали также не поддерживаются на данный момент.
Аппаратные ограничения
В настоящее время GLSL Compute не доступно на видеокартах AMD. Это также связанно с самой библиотекой. Разработчики работают над этим, но к данному релизу данную проблему устранить не вышло.
Видеокарты от Intel также отключены в настоящий момент. Это связано с многочисленными отзывами о проблемах с данными картами, а также не совсем ясно, если ли прирост скорости от их использования :) Тем не менее, все желающие могут включить их поддержку, установив переменную окружения OPENSUBDIV_ALLOW_INTEL.
Достижение лучшей производительности
Для обеспечения наилучшего быстродействия рекомендуется следовать следующим советам при работе с OpenSubdiv:
- Отключите выделение объекта (N — Display — Outline Selected). Это может увеличить производительность вдвое.
- Переключитесь на метод выделения OpenGL Occlusion Queries (User Preferences — System — Selection).
Видеоредактор (Sequencer)
Текстовые эффекты
Добавлен новый тип эффекта «Text», который позволяет отображать текст в видеоредакторе. Лента с текстом будет отображать вставленный в нее текст на финальном видео.
Опции:
- Text — текст, который необходимо отобразить.
- Size — размер текста.
- Shadow — создать тень от текста.
- Auto Center — выравнивает текст по оси X.
- X Position — позиционирует текст по оси X. Доступно лишь при выключенной опции >Auto Center.
- Y Position — позиционирует текст по оси Y.
Экспорт субтитров:
Поддерживается экспорт субтитров в формате .srt. Экспортированные субтитры содержат все ленты в должной последовательности.
Другие улучшения
Исправлена основная проблема предыдущей версии, когда не было возможности выделить несколько смежных лент одновременно.
Теперь при нажатии правой клавиши мышки, с зажатой клавишей Alt, несколько раз на одной и той же ленте, вы будете выделять/снимать выделение с ручек, в соответствии с текущим состоянием ленты:
- Если лента уже выделена, выделяются ее и соседние ручки.
- Если лента и ручки уже выделены, выделяются лишь соседние ручки.
… что позволяет вам удобно перемещать ленту, сдвигая соседние.
Freestyle
Улучшения Freestyle включают в себя оптимизацию потребления памяти и новые модификаторы для стилизации линий.
Оптимизация памяти
Были произведены оптимизации потребления памяти на протяжении всего процесса рендеринга. Сокращение потребления памяти изменяется от сцены к сцене. При проведении замеров в тестовых сценах среднее уменьшение потребления памяти колебалось в районе 7.2%.
Технические детали проведенных тестов будут описаны более подробно в блоге для разработчиков.
Работа по оптимизации памяти была частично произведена за счет финансовой поддержки фонда Blender Foundation Developer в период Апрель — Сентябрь 2014 года.
Новые модификаторы линий
Были добавлены новые модификаторы в пользовательский интерфейс для еще большей возможности стилизации линий.
- Noise — добавляет шум поверх свойств вершин.
- Tangent — модифицирует внешний вид штриха на основании направления его движения.
- 3D curvature — изменяет штрихи на основании радиальной кривизны 3D-поверхности.
- Crease angle — изменяет штрихи на основании угла между двумя смежными гранями.
- Simplification — объединяет штрихи вершин, лежащих близко друг к другу.
Скульптинг/Рисование
Скульптинг
- Появилась возможность скульптинга плиточными штрихами (Symmetry/Look — Tiling).
Другое
- Улучшено сглаживание в режиме рисования веса.
Анимация
Дополнение Bone Selection Groups
Новый аддон выделения группы костей, разработанный на протяжении создания фильма Gooseberry, был внедрен в официальный релиз. Он позволяет вам создавать группы костей для быстрого их выделения. При его активации на вкладке Object появится новое меню «Selection sets», в котором и будут храниться группы костей. Создавать новые группы можно нажатием клавиши «+», а с помощью кнопки «Toggle selection set» внизу меню можно выделять созданные группы.
Инструмент Clean Channels
Нажатие клавиши «X» в окне Dopesheet и Graph editor работает как инструмент Clean Keyframes, но также удаляет сам канал, если он остался с одним ключевым кадром, и не используется никаким модификатором или драйвером.
Другие изменения
- Добавлен новый переключатель, позволяющий отключать/включать модификаторы.
- Клик по крестику с зажатой клавишей Shift не только удаляет поддельного пользователя, а также скрытый экшн из редактора NLA.
- Новая опция растворения арматуры (armature dissolve). Работает также, как и с мешами. Получить доступ можно с помощью горячего сочетания клавиш Ctrl + X.
Игровой движок
Смещение объектива камеры
Камера Blender уже давно имеет функцию сдвига объектива по горизонтали и вертикали (camera lens shift). Отныне данная возможность доступна и в BGE. Результат, который вы наблюдаете в окне 3D-вида будет соответствовать тому, что вы увидите в игре.
Изменения физического движка
- Появилась возможность ограничения угловой скорости.
- Ограниченная скорость теперь отображается в установленных пользователем единицах, а не в единицах Blender, как это было ранее.
2D фильтр
- Появилась возможность использовать целочисленные значения (integer) для 2D фильтра.
Alpha Anti-Aliasing
- Добавлена новая опция Alpha Anti-Aliasing в меню Game setting на вкладке материала.
Game Publishing Addon
Аддон вышел из стадии beta и получил незначительные изменения пользовательского интерфейса. Также были произведены небольшие исправления ошибок и рефакторинг кода.
Дополнения
FBX IO
- Импорт: Добавлена опция импорта пользовательских нормалей.
- Экспорт: Добавлена опция исключения экспорта ключевых кадров вначале и вконце действия.
- Экспорт: Добавлена поддержка относительных ключевых форм, основанных на не базовой ключевой форме.
- IO: Переработан пользовательский интерфейс.
OBJ IO
- IO: Добавлена полная поддержка излучающих материалов в формат MTL.
UV Addon
- Аддон Copy/Paste UV обновился до версии 3.0. С новыми возможностями можно ознакомиться на следующих видео и на странице аддона:
Дополнительные функции
Проигрыватель Blender
- Проигрыватель Blender теперь поддерживает воспроизведение видео.
- Появилась возможность установки на паузу и запуска проигрывания с помощью клавиши «Пробел».
- Добавлено отображение текущего положения во время проигрывания анимации. Включать/отключать данное отображение можно клавишей «I».
Предпросмотр .blend-файлов
- Добавлен предпросмотр объектов, групп и идентификаторов сцен.
- Предоставление идентификаторов превью RNA.
Множественная вставка объектов
Теперь есть возможность связать/вставить несколько объектов в сцену за одну операцию, даже с различных файлов.
Небольшие улучшения
- Появилась поддержка файлов half float в формате multi-layer EXR.
- Появилась возможность использовать метаданные лент видеоредактора вместо метаданных сцены.
- Появилась поддержка нода Particle Info в Blender Internal, благодаря стараниям разработчиков из Blend4Web.
Исправление ошибок
Благодаря трудолюбивым разработчикам, сотни ошибок Blender были исправлены (а именно 414).